Определение: состояние, характеризующееся нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, как вербальными, так и невербальными, зачастую ассоциируемыми с когнитивными поведенческими нарушениями и недостаточностью. Примечание: в последнее время наблюдается возросшее число случаев аутизма.
Все больше и больше педиатров по всей стране отмечают эту печальную тенденцию.
Сегодня проводится огромное количество исследований, призванных лучше уяснить причины данного расстройства и найти более эффективные методы лечения.
1. Что является причиной аутизма и почему его частота увеличивается?
Аутизм — тяжелая аномалия психического развития ребенка, обусловленная множеством причин, среди которых центральное место занимает генетический фактор.
Подтвердить наличие или отсутствие аутизма посредством одного безусловного исследования в настоящее время невозможно.
Диагноз устанавливается на основании определяющих неврологических характеристик — подробно описанных симптомов и особенностей поведения.
За последние пятнадцать лет диагностические критерии подверглись значительным изменениям.
В настоящее время определяются даже легкие формы аутизма, что объясняет возросшее число устанавливаемых диагнозов.
Специалисты научились выявлять ранние признаки заболевания, вследствие чего оно диагностируется в более раннем возрасте.
В 1991 году школы включили детей, страдающих аутизмом, в группу учащихся по особой программе, что частично может объяснять увеличение числа больных детей в школьной системе.
Более того, сегодня все больше детей с отклонениями в развитии проживает не в специальных заведениях, а в наших общинах и учится в обычных государственных школах.
По последним подсчетам, в Америке на каждую тысячу детей приходится от двух до шести детей, страдающих аутизмом (0,2-0,6 %). В 1988 году на тысячу детей приходилось 0,5 больных (0,05 %), а в 1990-х годах — три-четыре (0,3-0,4 %). Остается открытым вопрос: действительно ли частота заболевания возросла или в результате корректировки диагностической классификации и повышения общественной сознательности оно просто стало более явным.
Приблизительно у 10-15 % детей с аутизмом диагностируется генетическое или медицинское заболевание.
Среди них туберозный склероз, синдром ломкой — хромосомы и определенные нарушения метаболизма.
У некоторых детей с аутизмом отмечают различные неспецифические анатомические изменения в мозге.
На пренатальное развитие мозга могут оказывать влияние экологические факторы.
В большинстве случаев причины аутизма неизвестны и необходимо провести еще очень много исследований.
2. Могли ли какие-то мои действия повлечь за собой развитие данного заболевания?
Психиатр, который в 1940-х годах впервые описал типичные симптомы аутизма, утверждал, что данное заболевание есть следствие холодности и отчужденности со стороны родителей.
Современные исследования опровергли его теорию, однако идеи о родительской ответственности до сих пор витают в воздухе.
Ученые пришли к выводу, что аутизм вызывается совокупностью взаимосвязанных сложных нейробиологических факторов, включая один или несколько генов, и что отношение родителей на развитии заболевания никак не сказывается.
Негативное воздействие на развитие мозга плода оказывают алкоголь, наркотики и курение.
С аутизмом связывают прием во время беременности двух лекарственных препаратов: талидомида и вальпроевой кислоты.
Перенесенные во время беременности инфекции, например краснуха, также могут приводить к аутизму.
Развивающийся мозг особенно уязвим в первые восемь недель, еще до того, как устанавливается факт беременности.
Вполне возможно, что подверженность определенным факторам в этот период может в какой-то степени наносить ему вред.
Других явных экологических факторов выявить пока не удалось.
3. Может ли аутизм быть связан с прививками?
Многочисленные научные исследования не установили связи между аутизмом и прививками против кори, свинки, краснухи, а также между аутизмом и тимеросалом (соединением ртути, применяемым во многих вакцинах в качестве консерванта).
Упоминаемые в средствах массовой информации истории активно поддерживают этот миф, однако имеющиеся научные данные не подтвердили теоретический риск.
Кроме того, тимеросал уже несколько лет не применяется в качестве консерванта в вакцинах, следовательно, он не может служить аргументом в пользу запрета на вакцинацию.
4. Какие исследования необходимы для точной постановки диагноза?
Все дети с подозрением на аутизм проходят полное обследование, в ходе которого оцениваются языковые, моторные, когнитивные и адаптационные навыки.
Используются также и специально разработанные тесты.
После проведения физического обследования могут быть назначены анализ крови, позволяющий выявить определенные генетические и метаболические нарушения, электроэнцефалограмма и магнитно-резонансная томография.
5. Что представляют собой современные методы лечения и насколько они успешны?
Наиболее эффективный метод лечения — многоаспектная программа, включающая поведенческую и учебную терапии и терапию развития.
Раннее стимулирование языкового, социального и когнитивного развития способствует максимальному раскрытию потенциала ребенка.
Могут быть рекомендованы индивидуальная терапия речи, развития, а также двигательная терапия.
Лучшие результаты дают, как правило, терапевтические подходы, сориентированные на ребенка.
Для подкрепления устной речи используются дополнительные средства: язык жестов, обмен картинками и средства связи.
Рекомендуется участие в специальных дошкольных программах.
Оно полезно не только в академическом плане, но и в плане социализации.
Программа, специально разработанная для детей с аутизмом, учитывает особые трудности, которые возникают у них с общением, социализацией, поведением и переменами.
Выработка социальных навыков эффективно стимулирует общение с окружающими людьми.
Поведенческая терапия включает анализ поведенческих проблем и помощь детям в адаптации и умении вести себя в различных ситуациях.
Задача прикладного анализа — избавление от нежелательного поведения и помощь в приобретении соответствующих навыков обучения, социализации и коммуникации.
Многие семьи принимают участие в дополнительных программах или опробуют альтернативные методы лечения.
В книгах, Интернете и средствах массовой информации можно встретить отзывы родителей о невероятном улучшении после использования того или иного метода.
Зачастую эти утверждения не подтверждены научными доказательствами, однако в силу природы данного заболевания и отсутствия надежных способов его лечения подобные методы приобретают большую популярность, а с появлением очередного альтернативного средства уходят в прошлое.
К таким методам относятся противогрибковые препараты, витамины в больших дозах, секретин, стероиды, хелатотерапия, диеты, исключающие лактозу и растительный белок.
Обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем приступать к какому-либо лечению.
Он сможет либо представить объективные свидетельства эффективности данного метода, либо предупредить о неожиданных побочных эффектах.
6. Следует ли обратиться к педиатру, специализирующемуся на развитии, и (или) невропатологу?
Скрининговые тесты, проводимые на раннем этапе, и диагностирование играют важную роль в улучшении состояния детей с аутизмом.
Педиатр может использовать целый ряд скрининговых инструментов.
При скрин-положительных результатах необходимо получить направление на полное обследование.
Подчас определить наличие или отсутствие аутизма достаточно сложно в силу того, что схожий с ним профиль имеют многие другие заболевания.
Для постановки окончательного диагноза следует пройти обследование у врачей самых разных специальностей.
Если в вашем городе нет центра, где можно пройти подобное полное обследование, рекомендуется обратиться за консультацией к опытному клиницисту — педиатру, специализирующемуся на развитии, невропатологу или психиатру.
7. Какое содействие может оказывать школа?
Дети, больные аутизмом, имеют право на участие в специальных образовательных программах, предусмотренных государственными школами, с трех лет и до двадцати одного года.
Свяжитесь с отделом образования своего школьного округа и запросите полное индивидуальное тестирование.
По его окончании вы встретитесь со школьным комитетом и получите от него результаты тестирования и рекомендации по возможным услугам.
Родители читаются полноправными участниками комитета.
Комитет составляет индивидуальный учебный план, в котором Перечислены особые услуги, предоставляемые вашему ребенку, и задачи обучения.
В нем также отмечены дополнительные услуги, такие как речевая терапия и размещение по классам.
Данный план пересматривается и тируется ежегодно либо же по просьбе родителей, если ребенок не справляется с обозначенными в нем задачами.
Повторное полное тестирование проводится каждые три года.
Согласно Закону об образовании лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Act) детям с физическими или умственными недостатками, включая аутизм, необходимо предоставлять больше свободы.
У таких детей есть возможность учиться, не переходя из кабинета в кабинет, и получать дополнительные услуги.
Выбор наиболее подходящих условий и обстановки для обучения зависит от школьного комитета и родителей.
Если вы не согласны с какими-либо рекомендациями комитета, не подписывайте документы до полного прояснения ситуации.
Если достичь согласия не представляется возможным, подается жалоба с требованием провести разбирательство по делу.
8. Какую помощь и консультации могут получить родители?
Центры, где проводятся полное тестирование и обследование, помогают родителям советами, моральной поддержкой и информационными материалами.
Чтобы разработать грамотный и эффективный план действий, вы должны понимать суть диагноза и знать, как вы можете повлиять на будущее своего ребенка.
Социальные службы оказывают родителям финансовую и моральную помощь.
Общаясь с семьями, где также есть дети, больные аутизмом, вы можете обмениваться информацией и поддерживать друг друга.
В качестве одного из ресурсов можно использовать интернет-сообщества; они позволяют общаться семьям из всех уголков земного шара.
Иногда возникает потребность в семейных, супружеских или индивидуальных консультациях.
9. Необходимы ли дальнейшие обследования?
Периодические обследования позволяют оценить прогресс в развитии ребенка и эффективность терапевтического вмешательства.
Время от времени можно обращаться к другим детским специалистам: невропатологу, генетику или психологу.
По мере того как ваш ребенок растет и развивается, перед ним возникают все новые проблемы.
Решить, каких новых специалистов стоит привлечь, поможет ваш педиатр.