ЗАБОЛЕВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ

АУТИЗМ

Определение: состояние, характеризующееся нарушениями социального взаимодействия и коммуникации, как вербальными, так и невербальными, зачастую ассоциируемыми с когнитивными поведенческими нарушениями и недостаточностью. Примечание: в последнее время наблюдается возросшее число случаев аутизма.

Все больше и больше педиатров по всей стране отмечают эту печальную тенденцию.

Сегодня проводится огромное количество исследований, призванных лучше уяснить причины данного расстройства и найти более эффективные методы лечения.

1. Что является причиной аутизма и почему его частота увеличивается?

Аутизм — тяжелая аномалия психического развития ребенка, обусловленная множеством причин, среди которых центральное место занимает генетический фактор.

Подтвердить наличие или отсутствие аутизма посредством одного безусловного исследования в настоящее время невозможно.

Диагноз устанавливается на основании определяющих неврологических характеристик — подробно описанных симптомов и особенностей поведения.

За последние пятнадцать лет диагностические критерии подверглись значительным изменениям.

В настоящее время определяются даже легкие формы аутизма, что объясняет возросшее число устанавливаемых диагнозов.

Специалисты научились выявлять ранние признаки заболевания, вследствие чего оно диагностируется в более раннем возрасте.

В 1991 году школы включили детей, страдающих аутизмом, в группу учащихся по особой программе, что частично может объяснять увеличение числа больных детей в школьной системе.

Более того, сегодня все больше детей с отклонениями в развитии проживает не в специальных заведениях, а в наших общинах и учится в обычных государственных школах.

По последним подсчетам, в Америке на каждую тысячу детей приходится от двух до шести детей, страдающих аутизмом (0,2-0,6 %). В 1988 году на тысячу детей приходилось 0,5 больных (0,05 %), а в 1990-х годах — три-четыре (0,3-0,4 %). Остается открытым вопрос: действительно ли частота заболевания возросла или в результате корректировки диагностической классификации и повышения общественной сознательности оно просто стало более явным.

Приблизительно у 10-15 % детей с аутизмом диагностируется генетическое или медицинское заболевание.

Среди них туберозный склероз, синдром ломкой — хромосомы и определенные нарушения метаболизма.

У некоторых детей с аутизмом отмечают различные неспецифические анатомические изменения в мозге.

На пренатальное развитие мозга могут оказывать влияние экологические факторы.

В большинстве случаев причины аутизма неизвестны и необходимо провести еще очень много исследований.

2. Могли ли какие-то мои действия повлечь за собой развитие данного заболевания?

Психиатр, который в 1940-х годах впервые описал типичные симптомы аутизма, утверждал, что данное заболевание есть следствие холодности и отчужденности со стороны родителей.

Современные исследования опровергли его теорию, однако идеи о родительской ответственности до сих пор витают в воздухе.

Ученые пришли к выводу, что аутизм вызывается совокупностью взаимосвязанных сложных нейробиологических факторов, включая один или несколько генов, и что отношение родителей на развитии заболевания никак не сказывается.

Негативное воздействие на развитие мозга плода оказывают алкоголь, наркотики и курение.

С аутизмом связывают прием во время беременности двух лекарственных препаратов: талидомида и вальпроевой кислоты.

Перенесенные во время беременности инфекции, например краснуха, также могут приводить к аутизму.

Развивающийся мозг особенно уязвим в первые восемь недель, еще до того, как устанавливается факт беременности.

Вполне возможно, что подверженность определенным факторам в этот период может в какой-то степени наносить ему вред.

Других явных экологических факторов выявить пока не удалось.

3. Может ли аутизм быть связан с прививками?

Многочисленные научные исследования не установили связи между аутизмом и прививками против кори, свинки, краснухи, а также между аутизмом и тимеросалом (соединением ртути, применяемым во многих вакцинах в качестве консерванта).

Упоминаемые в средствах массовой информации истории активно поддерживают этот миф, однако имеющиеся научные данные не подтвердили теоретический риск.

Кроме того, тимеросал уже несколько лет не применяется в качестве консерванта в вакцинах, следовательно, он не может служить аргументом в пользу запрета на вакцинацию.

4. Какие исследования необходимы для точной постановки диагноза?

Все дети с подозрением на аутизм проходят полное обследование, в ходе которого оцениваются языковые, моторные, когнитивные и адаптационные навыки.

Используются также и специально разработанные тесты.

После проведения физического обследования могут быть назначены анализ крови, позволяющий выявить определенные генетические и метаболические нарушения, электроэнцефалограмма и магнитно-резонансная томография.

5. Что представляют собой современные методы лечения и насколько они успешны?

Наиболее эффективный метод лечения — многоаспектная программа, включающая поведенческую и учебную терапии и терапию развития.

Раннее стимулирование языкового, социального и когнитивного развития способствует максимальному раскрытию потенциала ребенка.

Могут быть рекомендованы индивидуальная терапия речи, развития, а также двигательная терапия.

Лучшие результаты дают, как правило, терапевтические подходы, сориентированные на ребенка.

Для подкрепления устной речи используются дополнительные средства: язык жестов, обмен картинками и средства связи.

Рекомендуется участие в специальных дошкольных программах.

Оно полезно не только в академическом плане, но и в плане социализации.

Программа, специально разработанная для детей с аутизмом, учитывает особые трудности, которые возникают у них с общением, социализацией, поведением и переменами.

Выработка социальных навыков эффективно стимулирует общение с окружающими людьми.

Поведенческая терапия включает анализ поведенческих проблем и помощь детям в адаптации и умении вести себя в различных ситуациях.

Задача прикладного анализа — избавление от нежелательного поведения и помощь в приобретении соответствующих навыков обучения, социализации и коммуникации.

Многие семьи принимают участие в дополнительных программах или опробуют альтернативные методы лечения.

В книгах, Интернете и средствах массовой информации можно встретить отзывы родителей о невероятном улучшении после использования того или иного метода.

Зачастую эти утверждения не подтверждены научными доказательствами, однако в силу природы данного заболевания и отсутствия надежных способов его лечения подобные методы приобретают большую популярность, а с появлением очередного альтернативного средства уходят в прошлое.

К таким методам относятся противогрибковые препараты, витамины в больших дозах, секретин, стероиды, хелатотерапия, диеты, исключающие лактозу и растительный белок.

Обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем приступать к какому-либо лечению.

Он сможет либо представить объективные свидетельства эффективности данного метода, либо предупредить о неожиданных побочных эффектах.

6. Следует ли обратиться к педиатру, специализирующемуся на развитии, и (или) невропатологу?

Скрининговые тесты, проводимые на раннем этапе, и диагностирование играют важную роль в улучшении состояния детей с аутизмом.

Педиатр может использовать целый ряд скрининговых инструментов.

При скрин-положительных результатах необходимо получить направление на полное обследование.

Подчас определить наличие или отсутствие аутизма достаточно сложно в силу того, что схожий с ним профиль имеют многие другие заболевания.

Для постановки окончательного диагноза следует пройти обследование у врачей самых разных специальностей.

Если в вашем городе нет центра, где можно пройти подобное полное обследование, рекомендуется обратиться за консультацией к опытному клиницисту — педиатру, специализирующемуся на развитии, невропатологу или психиатру.

7. Какое содействие может оказывать школа?

Дети, больные аутизмом, имеют право на участие в специальных образовательных программах, предусмотренных государственными школами, с трех лет и до двадцати одного года.

Свяжитесь с отделом образования своего школьного округа и запросите полное индивидуальное тестирование.

По его окончании вы встретитесь со школьным комитетом и получите от него результаты тестирования и рекомендации по возможным услугам.

Родители читаются полноправными участниками комитета.

Комитет составляет индивидуальный учебный план, в котором Перечислены особые услуги, предоставляемые вашему ребенку, и задачи обучения.

В нем также отмечены дополнительные услуги, такие как речевая терапия и размещение по классам.

Данный план пересматривается и тируется ежегодно либо же по просьбе родителей, если ребенок не справляется с обозначенными в нем задачами.

Повторное полное тестирование проводится каждые три года.

Согласно Закону об образовании лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Act) детям с физическими или умственными недостатками, включая аутизм, необходимо предоставлять больше свободы.

У таких детей есть возможность учиться, не переходя из кабинета в кабинет, и получать дополнительные услуги.

Выбор наиболее подходящих условий и обстановки для обучения зависит от школьного комитета и родителей.

Если вы не согласны с какими-либо рекомендациями комитета, не подписывайте документы до полного прояснения ситуации.

Если достичь согласия не представляется возможным, подается жалоба с требованием провести разбирательство по делу.

8. Какую помощь и консультации могут получить родители?

Центры, где проводятся полное тестирование и обследование, помогают родителям советами, моральной поддержкой и информационными материалами.

Чтобы разработать грамотный и эффективный план действий, вы должны понимать суть диагноза и знать, как вы можете повлиять на будущее своего ребенка.

Социальные службы оказывают родителям финансовую и моральную помощь.

Общаясь с семьями, где также есть дети, больные аутизмом, вы можете обмениваться информацией и поддерживать друг друга.

В качестве одного из ресурсов можно использовать интернет-сообщества; они позволяют общаться семьям из всех уголков земного шара.

Иногда возникает потребность в семейных, супружеских или индивидуальных консультациях.

9. Необходимы ли дальнейшие обследования?

Периодические обследования позволяют оценить прогресс в развитии ребенка и эффективность терапевтического вмешательства.

Время от времени можно обращаться к другим детским специалистам: невропатологу, генетику или психологу.

По мере того как ваш ребенок растет и развивается, перед ним возникают все новые проблемы.

Решить, каких новых специалистов стоит привлечь, поможет ваш педиатр.