ЗАБОЛЕВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Определение: расстройство, характеризующееся неспособностью сосредоточиться и невнимательностью. Примечание автора: к сожалению, данный синдром диагностируется у все большего количества детей.

Прежде чем приступать к лечению, удостоверьтесь, что в диагнозе нет никаких сомнений.

В целях достижения максимальной эффективности держите связь с учителем и врачом ребенка.

1. Что является причиной развития данного синдрома?

СДВГ — расстройство, имеющее биологическую основу, однако причины его до сих пор точно не установлены.

Части мозга, отвечающие за уровень активности и внимательности, не функционируют должным образом, а уровень химических веществ в мозге повышается или понижается.

Среди других причин СДВГ можно выделить травмы головы, затормаживающие лекарства и иногда отравление свинцом.

2. Является СДВГ наследственным или приобретенным расстройством?

В некоторых семьях СДВГ передается по наследству.

Если у ребенка имеется СДВГ, вероятность наличия его у родственников первой степени возрастает в пять раз. Иногда у одного из родителей СДВГ диагностируете уже после того, как он выявлен у ребенка.

С повышенным риском развития СДВГ связывают и воздействие на плод никотина и алкоголя.

Воздействие свинца также может служить причиной невнимательности и. гиперактивности.

3. С помощью каких лекарств лечат данный синдром?

В большинстве случаев довольно хорошие результаты дают стимулирующие препараты (метилфенидат и амфетамины как кратковременного, так и пролонгированного действия).

Сегодня их представлено множество разновидностей, каждая из которых имеет свои уникальные особенности, которые ваш врач может счесть наиболее подходящими для лечения вашего ребенка.

Данный вид препаратов хорошо изучен; он безопасен и эффективен при условии соблюдения всех указаний врача.

Стимулирующие вещества способствуют устойчивости внимания, сдерживают импульсивность и положительно влияют на самоконтроль.

— В том случае, если стимулирующие препараты не дают ожидаемого результата, или в случае нежелательных побочных эффектов можно попробовать другой класс препаратов.

Лекарства либо в виде мототерапии, либо в совокупности с поведенческой терапией являются эффективным средством лечения большинства детей с СДВГ.

4. Каковы возможные побочные эффекты предписанных лекарств?

Побочные эффекты проявляются, как правило, в первые несколько недель лечения и зачастую довольно быстро проходят.

К наиболее распространенным относятся потеря аппетита, нарушения сна, головные боли, боли в Животе.

В редких случаях зафиксированы нервное возбуждение, частые смены настроения, сухость во рту, головокружение и тики.

Крайне редко могут иметь место заикание, повышение сердечного ритма или кровяного давления, задержка роста.

До начала приема стимулирующих препаратов дети, страдающие сердечными заболеваниями, должны пройти детальное обследование; помимо этого, им необходимо наблюдаться у врача в течение всего курса лечения.

Побочные эффекты нестимулирующих препаратов аналогичны эффектам стимулирующих, однако не так явно выражены.

Оба класса лекарств могут взаимодействовать с другими лекарствами, поэтому при наличии проблем с печенью применять их следует осторожно.

5. Следует ли ребенку принимать лекарства по выходным?

Симптомы СДВГ проявляются семь дней в неделю.

Нарушения могут проявляться в разных условиях.

Вследствие этого прием лекарств для контролирования симптомов следует осуществлять как в школе, так и дома.

Стоит, однако, отметить, что не все дети с СДВГ нуждаются в лекарствах и не во всех случаях имеется необходимость принимать ежедневно.

Родители могут помочь своим детям успешно обходиться дома без лекарств, изменив окружающие условия и корректируя методы воспитания в соответствии с нуждами ребенка.

Многие школы обеспечивают детям с СДВГ необходимые для них условия, благодаря чему в некоторых случаях отпадает необходимость лекарственной терапии.

Если ребенок принимает лекарства только для того, чтобы справляться с учебой, то давать их нужно только в учебные дни. Многие, если не большинство детей, принимают лекарства семь дней в неделю в силу определенной степени недееспособности в школе и дома.

К примеру, если подростки, которые принимают лекарства во время учебы, в выходные садятся за руль, не принимая их, то, учитывая свойственную им импульсивность и неумение адекватно просчитывать ситуацию, вероятность аварии по их вине значительно возрастает.

Режим приема лекарств обусловлен конкретными обстоятельствами, безопасностью и степенью развития у ребенка навыков самоконтроля.

6. Опасно ли принимать лекарства на протяжении длительного времени?

Многолетние исследования показали, что те, кто продолжает принимать лекарства, чувствуют себя гораздо лучше, чем те, кто прекращает их употребление.

У детей, не получающих должного лечения, могут возникнуть такие проблемы, как опасное поведение, импульсивность, трудности с вождением, в общении.

Никаких доказательств привыкания к препаратам или зависимости от них при длительном лечении до сих пор не получено.

Некоторые исследования показывают, что прием стимулирующих веществ никак не влияет на склонность к употреблению наркотиков.

Контроль за побочными эффектами и воздействием препаратов помогает выбрать оптимальную дозировку и обеспечить безопасность.

Кровяное давление, вес и сердечный ритм следует измерять регулярно.

Побочный эффект в виде задержек роста и развития при условии правильной дозировки и мониторинга со временем исчезает.

7. Есть ли помимо традиционных лекарств альтернативные методы лечения?

Существуют разнообразные варианты поведенческой терапии, основная задача которых — изменять окружающие условия с тем, чтобы помочь ребенку контролировать свое поведение.

Близкие взрослые люди осваивают новые правила общения с ребенком с СДВГ.

Они помогают ему понять, какое поведение желательно, а какое нет, и учат держать себя в руках.

Родители вместе с учителями или психологом могут формулировать конкретные реальные Цели.

Ориентируясь на эти цели, легко прослеживать прогресс.

Групповая терапия нередко используется для формирования и закрепления социальных навыков, а во время личной беседы с ребенком можно обсудить психологические проблемы.

Существует множество «альтернативных» методов лечения детей с СДВГ.

Их рекламу можно встретить в Интернете, в журналах для родителей и т. д. Они варьируются от витаминных добавок и специальных диет до биологической обратной связи и специальных очков.

Но не следует забывать, что безопасность и эффективность всех этих методов не доказана научно.

Отдельных редких свидетельств или заявлений родителей недостаточно, чтобы доказать их действенность.

Родители, будьте осторожны!

8. Есть ли вероятность того, что ребенок перерастет данный синдром, и когда?

Симптомы СДВГ проявляются по мере роста ребенка.

У большинства детей с СДВГ в начальной школе данное расстройство наблюдается и в подростковом возрасте; у половины из этих подростков оно сохраняется и в дальнейшем.

По мере взросления детей развивается их умение контролировать свое поведение и симптомы расстройства.

Многие дети прекращают прием лекарственных препаратов, достигнув подросткового возраста, однако затем начинают вновь принимать их, если симптомы расстройства мешают им выполнять служебные обязанности.

История развития синдрома конкретно у вашего ребенка зависит от множества факторов, но выявление его на ранней стадии, лечение и поддержка обеспечивают, как правило, стойкие положительные результаты.

9. Какие дополнительные меры могут облегчить проявления данного расстройства?

Необходимо тщательно изучить условия жизни ребенка и оценить физический и психологический факторы и фактор окружающей среды.

Адекватное лечение — прием препаратов, поведенческая терапия или комбинирование этих методов, — а также регулярный мониторинг помогают успешно контролировать течение данного расстройства.

Раннее выявление и лечение сопутствующих расстройств также играют немаловажную роль, поскольку часто детям с СДВГ свойственны проблемы с обучением, эмоциональные расстройства и расстройства поведения.

10. Следует ли обратиться за консультацией к психологу или невропатологу?

С выявлением нарушений внимания отлично справляются многие педиатры.

Можете уточнить у врача, есть ли у него опыт работы с детьми с данным синдромом.

Ваш педиатр хорошо знает и вашу семью, и вашего ребенка, что облегчает процесс оценки и наблюдения.

Для постановки диагноза, помимо детального описания развития синдрома и рассказов родителей, крайне важна информация, полученная от учителей.

У вашего врача должны иметься специальные анкеты для учителей.

Эти анкеты позволяют сравнить ребенка с другими учениками его возраста, оценить различные поведенческие аспекты и выявить типичные и нетипичные результаты.

Для анализа поведения ребенка заполняются и анкеты для родителей.

Ваш педиатр должен уметь интерпретировать полученные результаты, предоставить обучающий материал и рекомендации по лечению, включая приемы воспитания и советы учителям.

Консультации с психологом рекомендуются в тех случаях, когда у ребенка возникают затруднения с учебой или с общением.

Если имеются какие-либо опасения относительно развития или неврологических проблем, возможно, потребуется обращение к невропатологу или специалисту по детскому развитию.

В более сложных случаях требуется консультация психиатра.

11. Какой вклад может внести школа?

Школа, которую посещает ваш ребенок, может оказать существенную поддержку как в процессе обучения, так и в коррекции поведения.

Благодаря переоборудованию Классных комнат ребенку будет проще включаться в учебный процесс.

Учитель должен разрабатывать специальные методы подачи материла в тесном контакте с вами и педиатром.

Если, помимо СДВГ, у ребенка имеются некоторые затруднения в обучении, школа может оценить его потребности и предоставить такие специальные услуги, как индивидуальные занятия, специальная обстановка классной комнаты или школьный консультант.

12. Когда следует обратиться к врачу повторно, учитывая положительную динамику в развитии ребенка?

Важным условием эффективного лечения СДВГ являются периодические обследования и корректировки рекомендаций.

Если лечение предполагает прием лекарств, регулярные обследования позволяют рассчитать оптимальную дозировку и частоту приема.

Крайне важно следить за тем, как выполняются рекомендации, данные школой.

13. Как часто следует показывать ребенка врачу в дальнейшем в связи с данным синдромом?

После того как рассчитана дозировка, должны проводиться регулярные обследования, в ходе которых измеряется вес и рост и оценивается состояние сердечно-сосудистой системы.

График обследований составит педиатр.

Регулярные визиты к врачу на протяжении года позволяют оценивать эффективность действия лекарственных препаратов и проявление побочных эффектов.

Перед началом учебного года рекомендуется составить план работы.