Все о здоровье

Иммунореактивный инсулин

При этом определяющая роль андрогенов и СТГ в дифференциации темпов отчетлива у девочек уже к началу перипубертатного периода — 8-9 годам. В зрелом пубертасе (15 лет) у мальчиков существует почти аналогичная ситуация: положительный градиент имеют андрогены и СТГ, отрицательный — тироксин; у девочек этого возраста положительный градиент свойствен эстрогенам, андрогенам (17-КС), по-видимому, ИРИ; отрицательный — тироксину и СТГ; в последнем случае происходит смена градиента, чему соответствует и пониженная длина тела у акцелерированных девочек в этом возрасте. Особое внимание привлекает период 9 (10) — 13 (14) лет, так как, по ряду данных, именно в это время у акцелерированных по соматическому развитию детей, сравнительно с нормой, обнаруживается наибольшая разница прежде всего в уровне секреции соматотропина и андрогенов.

Это время значительных сдвигов в гормональной формуле при ускорении темпов развития, период своеобразного гормонального стресса 1. Проявление влияния последнего можно усмотреть и в повышенной частоте заболеваемости в 10-13 лет одной из наиболее распространенных у детей эндокри-нопатий — сахарным диабетом. В этом возрасте (у мальчиков и в 15 лет) весьма отчетлива высокорослость и повышенное соматическое развитие первичных больных на фоне контрольных групп, что может быть связано с усиленной секрецией СТГ в предшествующие годы (Саяпина, 19756).

Хотя речь идет все время о внутригрупповой дифференциации темпов развития, сказанное все же значимо и для проблемы эпохальной акцелерации, поскольку она реализуется теми же механизмами индивидуального развития.