Все о здоровье

Начало текущего столетия

Правда, они далеко не всегда были верными, но на каждом этапе исследований служили стимулом для дальнейшего прогресса представлений о противотуберкулезном иммунитете и патогенезе туберкулеза. Кожная туберкулиновая проба и в настоящее время остается важным в практическом отношении тестом, например, в дифференциальной диагностике поствакцинальной и инфекционной аллергии, установлении факта инфицированное в странах с широким распространением туберкулеза и невысоким уровнем организации противотуберкулезной помощи. В начале текущего столетия интенсивно разрабатывались еще два вопроса, связанных с проблемой ПЧЗТ при туберкулезе.

Это изучение ПЧЗТ in vitro и опыты по десенсибилизации. И те и другие исследования привели к ряду интересных выводов, однако, к сожалению, тесты in vitro трудно поддавались количественному учету, а опыты по десенсибилизации, поскольку оценка их проводилась только с помощью кожного теста (и из-за ряда других причин), дали очень противоречивые результаты.

Однако уже эти исследования, в первую очередь успешное применение кожной туберкулиновой пробы в клинической практике, позволили многим авторам прийти к вполне справедливому заключению о том, что ПЧЗТ играет важную роль в противотуберкулезном иммунитете. Вместе с тем до недавнего времени это заключение было абстрактным, не подтвержденным конкретными экспериментальными доказательствами.

Лишь в последние годы удалось получить такие доказательства: 1) с помощью одних и тех же взвесей клеток, состоящих в основном из лимфоцитов, удается перенести интактным реципиентам и ПЧЗТ, и повышение устойчивости к туберкулезу; 2) ряд тестов ПЧЗТ in vitro (бласт-трансформация лимфоцитов под действием PPD и цитотоксический эффект лимфоцитов на антигенсодержащие клетки-мишени) имеют выраженный параллелизм с напряженностью противотуберкулезного иммунитета, их показатели повышаются в случае повышения устойчивости к туберкулезу и снижаются при ее падении.